Практически
каждый молодой специалист, закончивший психологический факультет,
встречается на своем профессиональном пути с необходимостью помочь другим людям
справиться со своими жизненными личностными затруднениями. Сначала это кажется
очень просто - оснащенный научными знаниями психолог объясняет человеку, почему
у того происходит такое в жизни и снабжает обратившегося рецептами, как
справиться со сложившейся ситуацией. Через некоторое время оказывается, что
такой подход реально способен помочь только очень незначительному числу людей, а
остальные продолжают жаловаться, что у них улучшений не происходит. А это первый
шаг или к недоверию к себе, как специалисту, или к изменению отношения к людям,
или к смене профессиональной специализации.
В
тоже время существует целый пласт психологической культуры, который из-за
недостатка времени только обозначают на психологических факультетах, но который
имеет свой багаж практических знаний, умений и навыков - это психотерапия или
помогающая психология. У этого направления свои богатые традиции и история, а
также совершенно отличные от общепринятых методы обучения.
Психотерапевт,
в отличие от психолога, не ставит диагноза, не дает советов или рецептов
обратившемуся человеку, а помогает тому самому разобраться в своих
затруднениях, самому найти способы решения проблемы, самому быть ответственным
за результат: личностные и поведенческие изменения. Главное для психотерапевта -
помочь человеку пройти этот трудный путь, связанный часто с болью и страданиями,
по возможности сделав процесс "терапевтичным", то есть наиболее
безболезненным.
Понятно,
что такая работа требует от психотерапевта не только специфических знаний
психотехнологий, но и особых личностных качеств, таких как интерес к людям,
гибкость, открытость, творчество, умение создавать позитивную атмосферу,
эмпатия, рефлексия, склонность к оказанию поддержки, а также умение
поддерживать собственное эмоциональное благополучие.
Поэтому
обучение психотерапии происходит только на очных занятиях в группе под
руководством опытного ведущего-психотерапевта, который обеспечивает как
овладение знаниями, умениями и навыками, так и безопасность собственного
личностного развития будущих психотерапевтов. Только через личностное
проживание, через свой собственный опыт в качестве условного клиента и
условного консультанта, происходит становление психотерапевта.
Предлагаемый
курс обучения по психотерапии (читайте подробнее на сайте www.akppm.ru) представляет собой
адаптацию известных направлений зарубежной психотерапии к российским
особенностям, когда психолог-психотерапевт должен быть на все руки мастер.
Поэтому интегративный курс базируется на клиентоцентрированной психотерапии
К.Роджерса, гештальттерапии, основных элементах и приемах психодрамы,
нейро-лингвистическом программировании, психоанализе Э.Берна, элементах
поведенческой психотерапии, недирективного гипноза и др..
Курс построен в виде отдельных циклов, позволяющих
получить определенные знания по выбранному направлению и квалифицированно
использовать их в своей работе. Продолжительность каждого цикла колеблется
от 90 до 200 учебных часов, общая продолжительность – 1000 уч.часов. Наилучший результат дает
последовательное прохождение всего курса, однако можно выбрать интересующее
направление и получить сертификат по нему. Апробация и отработка курса
происходила на секциах Ассоциации Гуманистической психологии, в виде двух-трех годичных обучающих программ в
психологических организациях (например, Московский областной центр
профориентации и психологической поддержки населения), во Владивостоке, в
Сургутском городском психологическом управлении, в детских домах и школах.
Итоговый вариант программы лицензирован в Высшей школе гуманитарной
психотерапии.
За период существования программу Интегративной гуманитарной психотерапии освоили более 200 слушателей, кроме того проводились дополнительные семинары по отдельным циклам.