О нас
|
Преподаватели
|
Условия
приема |
Объявления
|
Литература
|
Гостевая книга
|
Статьи
|
Учебная программа Высшей школы гуманитарной
психотерапии:
Программа
подготовки психотерапевтов по направлению «Мультимодальная (Интегративная) гуманитарная
психотерапия».
Лицензия на образовательную деятельность
Минобразования МО БР № 474997 от 29.11.01.
Специальность «Психолог-консультант.Гуманитарный психотерапевт»
Раздел 1.
Интегративный психотерапевтический практикум
– мастерские
Наименование дисциплин |
Кол-во часов |
В том числе: |
В том числе: |
|
Общее |
Теорет. |
Практ. |
Основные принципы психологического консультирования и психологической поддержки |
60
|
40 |
20 |
Базовые навыки психотерапии |
120 |
40 |
80 |
Гуманистическая клиентоцентрированная психотерапия К Роджерса |
120 |
40 |
80 |
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия. Тренинги умений |
40 |
10 |
30 |
Телесно-ориентированная психотерапия |
30 |
5 |
25 |
Основы психосинтеза по Р.Ассаджиоли |
20 |
5 |
15 |
Гештальтпсихология и гештальттерапия |
140 |
40 |
100 |
Психодрама, базовые техники |
90 |
30 |
60 |
Нейролингвистическое программирование (НЛП-практик) |
240 |
100 |
140 |
Базовые техники недирективного гипноза |
60 |
20 |
40 |
Конструирование психотерапевтической метафоры |
50 |
10 |
40 |
Психотерапия управляемой регрессией |
30 |
5 |
25 |
Изменение убеждений в процессе психотерапии |
60 |
20 |
40 |
Анализ взаимодействий и психология судьбы Э.Берна |
120 |
60 |
60 |
Основы психоанализа |
40 |
40 |
|
Основы психосоматики |
40 |
20 |
20 |
Семейная психотерапия |
60 |
10 |
50 |
Работа с клиентом под наблюдением супервизора |
120 |
|
120 |
Практика супервизии психотерапевтической сессии |
60 |
20 |
40 |
ВСЕГО по разделу 1: |
1500 |
515 |
985 |
Наименование дисциплин |
Кол-во часов |
|
Методологические вопросы психологии. |
30 |
|
Общая психология |
30 |
|
Психологические теории личности |
60 |
|
История психологии и психотерапии |
120 |
|
Возрастная психология и психология развития |
60 |
|
Характерология и акцентуации |
40 |
|
Пограничная психиатрия |
24 |
|
Психокоррекционная работа с «трудными» детьми в школе |
24 |
|
Клиническая психология |
30 |
|
Нейропсихология, анатомия, физиология и психофизиология |
60 |
|
Основы психодиагностики |
60 |
|
Психологическая беседа и консультирование |
60 |
|
Этические проблемы психотерапии |
30 |
|
ВСЕГО по разделу 2: |
628 |
|
Курсовые работы:
1. Анализ сессий психологического консультирования: 50 часов
2. Использование базовых навыков психотерапии в практике: 10 часов
3.
Применение психологии судьбы Э.Берна в практике: 20 часов
Практическая работа:
1. Участие в учебно-практических секциях Ассоциации
гуманистической психологии: не менее 150 часов
2. Индивидуальное психологическое консультирование под
наблюдением супервизора в консультативных и
психотерапевтических учреждениях: не менее 350 часов
Личная
терапия:
1. Индивидуальная личная терапия: 150 часов
2. Групповая форма личной терапии: 450
часов
Итоговые экзамены: 20 часов
1. Помогающая психология
2. Психологическое консультирование
Дипломная работа: 100 часов
1. Теоретический анализ нескольких психотерапевтических сессий с использованием интегративного подхода.
2. Подготовка тренинговой психотерапевтической программы с использованием интегративного подхода.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Утвержден Президентом ОППЛ
профессором Макаровым
Преподаватели и разработчики программы:
Осипова Лидия Всеволодовна, кандидат психологических наук,
Улитова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук,
официальные преподаватели и супервизоры практики
Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Название курса:
З-х летняя программа очного обучения
«Мультимодальная (Интегративная) гуманитарная психотерапия»
(преподается в Высшей школе гуманитарной психотерапии, лицензия Минобразования МО БР № 474997 от 29.11.01)
Программа представляет собой многоступенчатое обучение по модальностям психотерапии с интеграцией отдельных знаний и навыков в единый, индивидуальный стиль психотерапевта. Также она может быть реализована в виде отдельных этапов под заказ. Возможно поступление слушателей на интересующие их этапы.
Справки по телефонам: (095) 4865320, 1817522, e-mail: vshgp@mail.ru vshgp@ukr.net
№№ п/п |
Наименование разделов и основное содержание тем |
Кол-во часов: всего |
В т.ч. лекции |
В т.ч. занятия в активной форме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Основные принципы психологического консультирования и психологической поддержки Рамка групповой работы Психотерапия групповая и индивидуальная Основные правила групповой и индивидуальной работы Психологическая поддержка в группе Постановка цели изменений Структура терапевтической сессии |
60
|
40 |
20 |
2. |
Базовые навыки психотерапииНаблюдение за невербальным поведениемМаркировка Калибровка Вербальное отражение клиентаСмысловое Буквальное Ключевые слова Парадоксальный парафраз Эмпатическое понимание и отражениеТри фазы эмпатического понимания Формы эмпатического отражения Прямое отражение Косвенные формы: От лица клиента В метафорической форме МетафораПозитивная лексика: Два пути переформирования негативных слов Терапевтические вопросы: Открытые Специальные В форме парафраза и эмпатического понимания Творческие Раппорт: Вербальные и невербальные способы присоединения Прямое и непрямое присоединение Ведение и следование Создание атмосферы безусловного доверия Терапевтическая паузаСообщения от «я»Конгруэнтность терапевтаВнимание к чувствам терапевта и клиента |
120 |
40 |
80 |
3. |
Гуманистическая клиентоцентрированная психотерапия К Роджерса Теория личности К.Роджерса Основные положения клиентоцентрированной психотерапии Опора на внутреннюю конструктивность человека, его способности к изменению. Фокусировка внимания на чувствах собеседника Безоценочная позиция терапевта Роль эмпатии Психологическая поддержка Принятие и самопринятие Конгруэнтность как путь самоисцеления Путь к осознаванию и выражению чувств Безоценочное принятие чувств Расширение «самости» Групповая работа с чувствами Использование метафоры в работе с чувствами Использование базовых навыков в терапевтическом процессе |
120 |
40 |
80 |
4. |
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия. Основные понятия поведенческой психотерапии Тренинги умений Метод оптимального самовыражения – Я-высказывание Техника вежливого отказа Реакция на несправедливую критику Пятнадцать шагов к уверенности в себе Соединение поведенческой психотерапии с другими направлениями |
40 |
10 |
30 |
5. |
Основы психосинтеза по Р.АссаджиолиТеоретическая концепция личности по Р.Ассоджиоли Понятие субличностей Этапы саморазвития Использование приемов и методов психосинтеза в интегративной работе психотерапевтаазвитие идеала как способ самосовершенствования |
20 |
5 |
15 |
6. |
Гештальтпсихология и гештальттерапияТеоретические и практические корни гештальттерапии Основные принципы Гештальттерапии Ф.Перлз и современные авторы Рамка гештальта Невротические механизмы защиты Выход из психологического тупика Стратегия реальности Зрелость и ответственность Ответственность терапевта Основные приемы гештальттерапии: Противоположность Осознавание и замечание Усиление симптома Полезное предназначение механизмов проекции, интроекции, ретрофлексии, слияния Метод проекции как способ работы терапевта Метод интроекции как способ работы Метод ретрофлексии как способ работы Метод слияния как способ работы Способы работы с механизмами защиты Работа с субличностями Противоположные субличности Диалог частей личности Формы работы через проекцию: Рисунок Сон Управляемая фантазия Предмет Позитивное предназначение симптома Бархатная терапия Сравнительный анализ приемов гештальттерапии и клиентоцентрированной психотерапии Бархатный каток Дж.Энрайта Интегративное использование изученных приемов и методов в работе с кризисными состояниями |
140 |
40 |
100 |
7. |
Психодрама, базовые техникиПсиходрама
Я.Морено. Роль
режиссера Интегративная
концепция работы режиссера Базовые
техники психодрамы. Театрально-изобразительные
средства
психодрамы. Основные
приемы психодрамы Доминирующая
роль невербального компонента
в психодраме. Инсайт-в-действии Экстериоризация
мира незавер- шенных
отношений человека. Применение
элементов психодрамы в индивидуальном консультировании. |
90 |
30 |
60 |
8. |
Нейролингвистическое программирование (НЛП-практик) Базовые пресуппозиции
НЛП
Понятие
о "языке мозга". Репрезентативные
системы. Субмодальности.
Калибровка Конгруэнтность. Собственная
конгруэнтность. Конгруэнтность
системы во взаимодействии
(раппорт). Ключи доступа
Распознавание
и использование репрезентативных
систем. Слова-предикаты. Выявление
ведущей репрезентативной системы
по предикатам. «Ключи
доступа» к разпознаванию репрезентативных
систем. Физиологические
указатели. Движения глаз. Анализ и изменение
состояния
Ассоциация
и диссоциация. Изменение
внутренних образов для достижения
хорошего эмоционального состояния. Выявление
и усиление позитивного состояния
партнера методом сдвига
субмодальностей. Рефрейминг. Три
позиции восприятия. Применение
трех позиций восприятия в
обучении, при проведении переговоров
и других ситуациях. Применение
трех позиций при решении конфликтных
ситуаций общения. Постановка
целей. Использование
позитивной лексики. Проверка
ответственности за свои
действия. Полная
репрезентация результата (сенсорная
очевидность, контекст,
эффекты). Простраивание
шагов достижения цели. Использование
цепи обратной
связи (Т.О.Т.Е.). Процесс принятия
решений в разных
точках модели Т.О.Т.Е. Иерархия
восприятия ценностей. Логические
уровни. Наблюдаемые
действия и идеальные убеждения.
Структурирование логических
уровней. Побуждающее
будущее. Простраивание
долгосрочных планов Разделение
внутренних позиций мышления. Использование
модели Уолта Диснея при
планировании. Понятие
об общем и конкретном в
языке,
мета-модель языка. Умение
сделать свой язык понятным партнеру. Умение
понять партнера. Умение
сделать свой язык подхо- дящим
большой группе людей. Эффективное
консультирование.
Модель
сбора информации при консультировании
(S.C.O.R.E.) Продуктивное
использование внутреннего понимания времени. Специальные
психотерапевтические техники. Техника
работы с зависимостями и
вредными привычками. Техника
разрешения внутриличностных
конфликтов. Техника
работы с фобией. Техника
работы со страхом. Техника
работы с аллергией. Шестишаговый
рефрейминг. Техники
личностного редактирования Техники изменения личностной истории |
240 |
100 |
140 |
9. |
Техники моделирования поведения
Моделирование
поверхностных и глубинных структур Методология
моделирования Основные
позиции моделирования Пошаговое
моделирование Нотирование стратегий Стратегии
микромоделирования Стратегии
макромоделирования Макростратегия самосовершенствования |
60 |
20 |
40 |
10. |
Базовые техники недирективного гипнозаГлубинные уровни присоединение Множественное присоединение Специальные паттерны языка Структура эриксоновской модели сессии Взаимодополняемость сознательного и бессознательного Методы диссоциации сознания и подсознания Гипнотические индукции Методы наведения транса Ассоциативные методы наведения Методы создания замешательства Естественные способы наведения транса Способы утилизации транса |
60 |
20 |
40 |
11. |
Конструирование психотерапевтической метафоры Понимание
роли метафоры в процессе психотерапии Специфика
использования, основные приемы и виды Подстройка
метафоры к клиенту Конструирование
метафоры Активизация
творческих процессов с помощью Метафоры |
50 |
10 |
40 |
12. |
Изменение убеждений в процессе психотерапииМетапрограммы мышления человека Паттерны раскрутки Лингвистические модели работы с убеждениями Использование сдвига глагольных времен Работа с убеждениями по Р.Дилтсу Работа с использованием базовых пресуппозиций Интеграция методов гештальта и НЛП в работе с убеждениями |
60 |
20 |
40 |
13. |
Анализ взаимодействий и психология судьбы Э.Берна Место
анализа взаимодействий в
психоаналитической традиции. Основные
этапы теории анализа взаимодействий. Структурный
анализ. Определение
эго-состояний Эго-состояние
Родитель Эго-состояние
Ребенок Эго-состояние
Взрослый. Распознавание
Эго-состояний Структурный
анализ второго порядка Исследование
истории семьи. Функциональный анализ.
Функции
Внутреннего Родителя Функции
Ребенка Функции
Взрослого Работа с
внутренним Родителем. Создание
поддерживающего Родителя Работа с
внутренним Ребенком. Реабилитация Адаптивного Ребенка. Восстановление
Естественного Ребенка. Исследование
контаминаций и исключений Скрипт
как вид контаминаций Транзактный анализ
Виды
транзакций. Роль
зрелого взрослого. Жизненные
позиции и их роль в
психологической поддержке Понятие
и виды поглаживаний Анализ игр
Структурирование
времени Определение
игр Треугольник разделения ответственности С.Карпмана Основная
схема игр Антитезис
к играм. Анализ
жизненных сценариев Определение
жизненного сценария Виды
сценариев Сценарные
послания Жизненные
решения ребенка Элементы
сценарного процесса Антисценарий
и контрсценарий Опыт
переформирования сценария. Изменение личностной истории |
120 |
60 |
60 |
14. |
Основы психосоматикиТеоретические подходы к психосоматическим заболеваниям как следствию неблагополучия в душевной жизни Практические методы работы с телесными симптомами – интегративный подход. |
40 |
20 |
20 |
15. |
Семейная психотерапияКонцепция семейной психотерапии Семья как целостность Множественное присоединение Модели семейных отношений Симбиотические отношения в семье Формирование механизмов защиты в семейных отношениях Интегративные методы работы с семьей Анализ семейных игр и сценариев |
60 |
10 |
50 |
16. |
Работа с клиентом под наблюдением супервизора |
120 |
|
120 |
17. |
Практика супервизии психотерапевтической сессии |
60 |
20 |
40 |
|
ВСЕГО часов: |
1460 |
485 |
975 |